Город Инсар

Город (с 16 июля 1928 года) районного подчинения, центр Инсарского района. Население 9,6 тыс. человек. Расположен на левом берегу реки Исса при впадении в неё речки Инсарка (не путать с рекой Инсар, протекающей через Рузаевку, Саранск, и впадающей в реку Алатырь).

Ближайшая станция железнодорожного сообщения — Кадошкино в 18 км. Крупные предприятия: лентоткацкая фабрика, пенькозавод, маслосыродельный завод и др.
В верхней части герба города Инсар расположен Пензенский герб (Инсарская I и Инсарская II волости до 16 июля 1928 года входили в состав Пензенской губернии), в нижней — «в золотом поле, большой лес, окруженный засекою с надолбами и воротами, означающие изобилие лесами и находящуюся при оном городе старинную засеку». Автор герба — Волков.

Основан как город-крепость на Инсарской засечной (сторожевой) черте юго-восточной границы Российского государства в середине XVII века: «Вслед за Саранской сторожевой чертой было приступлено в 1647 году к строительству Инсарской сторожевой черты. На стыке торговых дорог Крымской и Большой посольской была построена крепость Инсар. В связи с тем, что эта крепость имела большое стратегическое значение, в Инсаре была создана весьма сложная система укреплений, а гарнизону дано значительное вооружение. Строительство Инсарской сторожевой черты было закончено в 1653 году. В районе современной железнодорожной станции Хованщина — эта черта соединялась с Саранской сторожевой чертой и вместе с ней составляла сплошную линию укреплений».
Название — гидроним. Дано не по реке Инсар, как об этом пишет Инжеватов, а по гидрониму Инсарка (приток реки Исса). В основе топонима слово «сара» — «место заосоченное, заболоченное». Карта Мордовии пестрит названиями, имеющими в своём составе это слово: Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Инсар-Акшино, Большая Сарка, Малая Сарка. В переписях мордовских населённых пунктов, проводившихся в XVII и XVIII веках, слова «сара, санаксара, сарлей, саргужа, сарпомра, сарпандо, пеньсара» встречались повсеместно в каждом населённому пункте. Особенно часто эти слова употреблялись в районе Суры (село Сара, речка Сар-Барыш). Слово «сара» в мордовских языках употреблялось для обозначения болотистых, заосоченных мест. Гидроним «Инсарка» сложный: «ине» — «большой», «сара» — «заосоченный, заболоченный водоём», «ка» — уменьшительный суффикс. Город Инсар действительно возник на возвышенности, окружённой большими сарами, примыкающими к тихим, равнинным рекам Инсарке, Инсару и Иссе. Эти реки создавали широкие заболоченные поймы, местами доходившие до нескольких километров в ширину.
Русский пристанционный посёлок Инсар в Кадошкинском районе ничего общего с городом Инсар не имеет. Основан в конце XIX века при строительстве Московско-Казанской железной дороги. В «Списке населённых пунктов Пензенской губернии» (1914 год) Инсарский посёлок-деревня из 13 дворов Инсарского уезда. Название дано по имени уездного города Инсара: предполагалось, что эта станция явится основным транспортным узлом, обеспечивающим уездный город, находившийся в 36 км от железной дороги. в годы первой мировой войны была проложена шоссейная дорога от города Инсара к станции Кадошкино, и с тех пор коммуникационные функции станции Инсар с городом Инсаром были ослаблены.

Источник
Фото с сайта

Место на карте

Запись опубликована в рубрике Общие сведения. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.